Tesla Motors: немного истории электрического флагмана

Tesla неизменно ассоциируется со своим генеральным директором Элоном Маском – новым кумиром молодежи. Но компанию основал другой человек. Кто он и на ком легит «груз ответственности» за ошеломительный успех? Давайте разбираться.

Компанию основали два человека: Мартин Эберхард и Марк Тарпеннин. Они и развивали ее по мере своих сил, но серьезный прогресс произошел только в 2004 году. Именно этим годом датируется первая инвестиция Элона Маска в бренд, размер взноса составил $7,5 млн. Это был его первый, но не последний взнос. Маск возглавил совет директоров, в 2005 была еще одна инвестиция в размере $13 млн. В 2007 году – очередной транш размером в $40 млн.

В 2005 Tesla подписывает контракт с Lotus – английским автомобильным производителем. По контракту, Lotus изготовляет готовые автомобили без трансмиссии. Это были первые Tesla Roadster. Модель не имела успеха, и компания плавно скатывалась к банкротству. До 2008 года Элон Маск влил в Tesla 70% собственных средств. Ключевой момент провала – участие Tesla Roadster в программе британского телевиденья Top Gear и бесконечная критика от ведущего. Далее был суд за клевету. Tesla проиграла иск. В 2008 году тестируется семиместная Model S ($50 000). Предполагается, что это семейный автомобиль по доступной цене. Летом 2008 Tesla подписывает контракт с Daimler AG. Автогигант покупает 10% компании за $50 млн. Следующий шаг – кредит Министерства энергетики США в размере $465 млн. Кредит был погашен раньше времени – дела компании пошли на лад, летом 2010, по данным аналитиков Tesla, инновационный проект заработал $26 млн.

В феврале 2012 Tesla анонсировала выход кроссовера и полноприводного автомобиля. Его назвали Model X. Релиз ожидается совсем скоро – к концу 2015 года. Самое впечатляющее в дизайне – дверь-бабочка. 2012 год был знаменателен еще и тем, что без лишнего пиара Tesla начала строительство сети электрических заправок. Первым местом, обладателем суперчарджеров, стала Калифорния. Сегодня их количество превышаете 200 единиц, география – весь мир. Что касается США, они таким образом расположены, чтобы владельцы Tesla могли пересечь Америку, не переживая о розетках.

В 2013 году акции Tesla упали на 20% в связи с возгоранием трех автомобилей в следствие ДТП. Весь следующий год компания работала на восстановление репутации, улучшение безопасности и в поиске собственной ниши. В 2014 она была найдена и продажи пошли вверх, ровно как и стоимость акций. Их цена взлетела на 47% и по состоянию на середину 2014 количество проданных моделей приближалось в 30 000. Tesla работает над созданием новых моделей и летом 2014 было объявлено, что демократичная модель Model 3 будет стоить от $35 000.

Сейчас Элон Маск и его команда осваивает просторы космоса и разрабатывает план повсеместного интернет-покрытия. Также ходили слухи о создании беспилотной модели, но это, похоже, в менее обозримом будущем.

На сегодняшний день, главный продукт Tesla - Model S имеет полноприводный вариант с новой силовой установкой, состоящей из двух электромоторов. Это позволяет развивать скорость до 250 км/час при увеличившемся запасе хода. Теперь он составляет 443 километра без подзарядки.

Автопилот совсем рядом – полная комплектация Model S оснащена системой полуавтономного управления: радар переднего обзора, ультразвуковой датчик кругового обзора и камеры с функцией распознавания изображения помогают справиться с управлением. В следующие 5-6 лет надеемся увидеть полностью автономный автомобиль, как это обещает Элон Маск.


По итогам исследования Consumer Reports, самым лучшим автомобилем для приобретения в 2015 году эксперты признали Tesla Model S (89 650 долларов — стоимость в США).