
- 2015-03-24
Tesla неизменно ассоциируется со своим генеральным директором Элоном
Маском – новым кумиром молодежи. Но компанию основал другой человек. Кто
он и на ком легит «груз ответственности» за ошеломительный успех?
Давайте разбираться.
Компанию основали два человека: Мартин Эберхард и Марк Тарпеннин. Они и
развивали ее по мере своих сил, но серьезный прогресс произошел только в
2004 году. Именно этим годом датируется первая инвестиция Элона Маска в
бренд, размер взноса составил $7,5 млн. Это был его первый, но не
последний взнос. Маск возглавил совет директоров, в 2005 была еще одна
инвестиция в размере $13 млн. В 2007 году – очередной транш размером в
$40 млн.
В 2005 Tesla подписывает контракт с Lotus – английским автомобильным
производителем. По контракту, Lotus изготовляет готовые автомобили без
трансмиссии. Это были первые Tesla Roadster. Модель не имела успеха, и
компания плавно скатывалась к банкротству. До 2008 года Элон Маск влил в
Tesla 70% собственных средств. Ключевой момент провала – участие Tesla
Roadster в программе британского телевиденья Top Gear и бесконечная
критика от ведущего. Далее был суд за клевету. Tesla проиграла иск. В
2008 году тестируется семиместная Model S ($50 000). Предполагается, что
это семейный автомобиль по доступной цене. Летом 2008 Tesla подписывает
контракт с Daimler AG. Автогигант покупает 10% компании за $50 млн.
Следующий шаг – кредит Министерства энергетики США в размере $465 млн.
Кредит был погашен раньше времени – дела компании пошли на лад, летом
2010, по данным аналитиков Tesla, инновационный проект заработал $26
млн.
В феврале 2012 Tesla анонсировала выход кроссовера и полноприводного
автомобиля. Его назвали Model X. Релиз ожидается совсем скоро – к концу
2015 года. Самое впечатляющее в дизайне – дверь-бабочка. 2012 год был
знаменателен еще и тем, что без лишнего пиара Tesla начала строительство
сети электрических заправок. Первым местом, обладателем суперчарджеров,
стала Калифорния. Сегодня их количество превышаете 200 единиц,
география – весь мир. Что касается США, они таким образом расположены,
чтобы владельцы Tesla могли пересечь Америку, не переживая о розетках.
В 2013 году акции Tesla упали на 20% в связи с возгоранием трех
автомобилей в следствие ДТП. Весь следующий год компания работала на
восстановление репутации, улучшение безопасности и в поиске собственной
ниши. В 2014 она была найдена и продажи пошли вверх, ровно как и
стоимость акций. Их цена взлетела на 47% и по состоянию на середину 2014
количество проданных моделей приближалось в 30 000. Tesla работает над
созданием новых моделей и летом 2014 было объявлено, что демократичная
модель Model 3 будет стоить от $35 000.
Сейчас Элон Маск и его команда осваивает просторы космоса и
разрабатывает план повсеместного интернет-покрытия. Также ходили слухи о
создании беспилотной модели, но это, похоже, в менее обозримом будущем.
На сегодняшний день, главный продукт Tesla - Model S имеет
полноприводный вариант с новой силовой установкой, состоящей из двух
электромоторов. Это позволяет развивать скорость до 250 км/час при
увеличившемся запасе хода. Теперь он составляет 443 километра без
подзарядки.
Автопилот совсем рядом – полная комплектация Model S оснащена системой
полуавтономного управления: радар переднего обзора, ультразвуковой датчик кругового обзора и камеры с функцией распознавания изображения помогают
справиться с управлением. В следующие 5-6 лет надеемся увидеть полностью
автономный автомобиль, как это обещает Элон Маск.
По итогам исследования Consumer Reports, самым лучшим автомобилем для приобретения в 2015
году эксперты признали Tesla Model S (89 650 долларов —
стоимость в США).